Лесовоз

Лесовоз – грузовое автотранспортное средство для перевозки бревен и пиломатериалов.

Независимо от компоновки и базирования имеет специальную конструкцию для укладки груза в штабель (пачку) в виде нескольких U-образных стальных каркасов с пилообразной нарезкой снизу для лучшего удержания груза. По типу конструкции данная спецтехника делится на:

  • специально оборудованную платформу или бортовой грузовик, на который ставятся коники, удерживающие бревна
  • тягач, оборудованный полуприцепом. На него ставятся коники, которые удерживают бревна в пачке
  • автопоезд-лесовоз. Этот вид транспорта считается самым вместительным и мощным. Применяется для перевозки крупных партий. Конструкция состоит их прицепа и шасси со специальным оснащением, которое позволяет надежно закреплять бревна

В качестве основы для лесовозов применяется, как правило, серийное грузовое шасси и дополнительная надстройка к нему. 

Также принято разделять лесовоз по типу перевозимого леса. В настоящее время производители предлагают:

хлыстовозы, которые используются для перевозки только цельных (неразделанных) бревен сортиментовоз, с помощью которого можно транспортировать разрезанные и цельные бревна определенной длины. Под сортиментом обычно подразумевают бревна, которые имеют длину шесть метров Самые востребованные – сортиментовозы и лесовозы с гидроманипуляторами. Древесину, длиной до 6-ти метров, при помощи гидравлических манипуляторов укладывают на специальные платформы, которые крепятся к сортиментовозу. Платформа обязательно должна иметь металлические заградительные стойки, соединенные между собой металлическими тросами. 

Автомобили, перевозящие именно лес, имеют свои особенности. Лесовоз, занятый перевалкой непосредственно в лесу, должен иметь повышенную проходимость: полный привод, блокировки дифференциалов, большой дорожный просвет, также желательно наличие лебедки и системы управления давлением в шинах. Также, в условиях узких дорог и отсутствия искусственного освещения ночью, не лишним бывает дополнительный свет, поэтому лесовозы часто оборудуются дополнительными прожекторами для освещения дороги как спереди, так и сзади. Еще одной особенностью лесных дорог является отсутствие заправок, при этом расход топлива в лесу всегда повышен (длительная езда на пониженной передаче, маневрирование, ожидание погрузки и встречного разъезда), в таких условиях лесовозы и особенно автомобили с манипулятором оборудуются более объемными топливными баками. Зачастую лесные дороги находятся не в самом лучшем состоянии, поэтому в комплекте никогда не бывают лишним цепи противоскольжения и металлические решетки для самостоятельного преодолевания скользких участков, также буксировочный трос, лопата и небольшой запас песка/шлака для подсыпки под колеса. У некоторых автомобилей имеются бункеры с песком (т.н. песочницы), для автоматической подсыпки под ведущие колеса. Также лесовозы оснащаются гидроманипулятором для самостоятельной погрузки и разгрузки. В этом случае шасси автомобиля должно быть оборудовано коробкой отбора мощности и масляным насосом. Сам манипулятор размещается, как правило, в задней части автомобиля для удобства погрузки как на саму машину, так и на прицеп.

Есть несколько видов прицепов.

У прицепа и полуприцепа лесовоза есть свои достоинства и недостатки. На скользких подъемах прицеп — это ненужный якорь, который отнимает тягу у ведущих колес. Полуприцеп же всегда дает нагрузку на ведущие колеса, поэтому пробуксовка на скользком подъеме с полуприцепом будет меньше. Площадка для разворота под полуприцеп нужна меньшая, потому что тягач имеет меньшую базу и меньший радиус разворота, чем у лесовоза с прицепом. Кроме того, прицеп имеет 2 поворотные оси (фаркоп и поворотный круг), и маневрирование задом требует гораздо большего мастерства, чем на полуприцепе. Впрочем, на пустом прицепе ситуацию облегчает стопорение (штопорение) поворотного круга. При поворотах на узких дорогах полуприцеп срезает угол и есть вероятность, что на очень узком повороте полуприцеп может сойти с дороги и опрокинуться. Кроме того, застрявший полуприцеп нет смысла отцеплять от тягача. Такую сцепку может вытащить только другой автомобиль или трактор. А вот застрявший прицеп в таких случаях отцепляют от тягача, после чего тягач выезжает на ровный твердый участок и сам вытаскивает свой прицеп тросом, после чего осуществляется обратная сцепка.

Прицеп-роспуск является гибридом прицепа и полуприцепа и предназначен для перевозки длинномерных грузов в составе специализированного автопоезда. Перевозимый груз опирается на специальные ложементы — т. н. «коники»: передней cвоей частью — на коники тягача, а задней — на коники роспуска; при этом вес груза частично передаётся тягачу, а частично — несущей раме и колёсам роспуска. Для обеспечения передачи тягового усилия роспуск оборудуется дышлом постоянной или переменной длины; иногда роль дышла выполняет сам длинномерный груз . Не редки случаи, когда лесовозные прицепы снабжаются ведущими мостами, которые включаются при пробуксовке тягача. 

Информация взята с сайта Wikipedia.org и из блогов на сайте Kherson-news.net

Разделы статей